ООО «Столичный Университет» Образовательная лицензия №040916
1. Презентация к лекции .pptx
2. Материал к лекции .doc
Пожалуйста, оформите свидетельство, чтобы получить полный доступ ко всем материалам этой Лекции.
ООО «Столичный Университет» Образовательная лицензия №040916
Получите официальное свидетельство о прослушивании лекции мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие лекции
Прочитайте содержание
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и педагогов, и детей, и родителей. Нет ни одного ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые двойки, у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям в поведении.
Многие российские педагоги различают два вида неуспеваемости:
1. Абсолютная неуспеваемость. Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полное неосвоение учебного материала.
2. Относительная неуспеваемость - это недостаточная познавательная нагрузка для тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала. При решении вопросов повышения успеваемости школьников в целом введение понятия относительной неуспеваемости оправдано с той точки зрения, что оно определяет пути устранения абсолютной неуспеваемости.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, необходимо знать причины, порождающие ее. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести, в первую очередь, социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. Также к числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузку учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.), отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д.
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. На данную проблему редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».
К проявлениям неуспеваемости можно отнести:
Разделение детей с проблемами школьной успеваемости на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности:
На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:
Для всех школьников первого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.
Неуспевающие школьники второго типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. При отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализацией этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.
Для третьего типа неуспевающих школьников, как и для первого, характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы, как физическая культура, трудовое обучение.
Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает педагогическую профилактику, педагогическую диагностику, педагогическую терапию и воспитательное воздействие.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения. На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов). При разработке путей совершенствования образовательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учета и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность направлена на формирование у учащихся ценности знаний.
Педагогу следует обращать внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы более подробно, чем для других учеников.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.
Какую бы педагогическую задачу педагоги ни решали, в общении с обучающимся, прежде всего, необходимо хорошо понять ребенка, вникнуть в его душу, в суть его переживаний.
Каждый ребенок, переступая порог школы, хочет учиться, узнавать новое, стать хорошим учеником. Если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит, хуже, никчемнее. Подобные мысли и чувства могут возникнуть у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет, что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным. Скорее всего, подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге неуспевающие дети зачастую ищут круг людей, для которых они будут значимы. Так они оказываются в дворовых компаниях, в уличных тусовках, тем самым пополняя ряды «неблагополучных», «трудных» детей.
Но именно требование учиться хорошо, даже когда ребенок по своим способностям не может соответствовать этому требованию взрослых, приводит к возникновению у него проблем. Главным показателем успешности учения в школе являются отметки, получаемые школьником на уроках. Именно на получение хорошей отметки (любой ценой) ориентируют ребенка родители. А ведь именно родители могут помочь ребенку в преодолении школьных трудностей.
Рекомендации родителям
1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, прежде всего, старайтесь не показать своего личного огорчения и недовольства. Помните: главная задача родителей – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
2. Необходимо осознавать, что для преодоления школьных трудностей родителям предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами), настройтесь и приготовьтесь к этому
3. Главная помощь – поддержать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если родители заняты своими делами и выкраивают минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения конфликтов и новых проблем.
4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам, если будет уверен в вашей поддержке.
5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
6. Не считайте зазорным попросить учителя вызывать ребенка только тогда, когда он сам тянет руку, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с педагогом, ведь ученику нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
7. Необходимо работать с ребенком только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните.
8. Очень важным при оказании помощи ребенку оказывается вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Поэтому вознаграждение обязательно! В качестве поощрения можно использовать поход в театр, в музей, в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка, приглашение друзей.
9. Для детей с трудностями в обучении необходим полноценный отдых. Имеет большое значение (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и в особенности во время каникул.
10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, психологов, педагогов).
Литература