ООО «Столичный Университет» Образовательная лицензия №040916

Ваше свидетельство

149 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Эмоциональное благополучие участников учебного процесса как компонент безопасной образовательной среды

Доступные к загрузке файлы

1. Презентация к лекции .pptx

2. Материал к лекции .docx

Пожалуйста, оформите свидетельство, чтобы получить полный доступ ко всем материалам этой Лекции.

ООО «Столичный Университет» Образовательная лицензия №040916

Ваше свидетельство

149 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании лекции мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие лекции

Новое Популярное
Certificate
Как защитить учащихся от интернет-зависимости
Сегодня нет человека, который бы не знал, что такое компьютерная игра
Психологическое сопровождение до 30 минут
Новое Популярное
Certificate
Как помочь школьнику определиться с будущей профессией
Самоопределение личности – это осознание самого себя
Психологическое сопровождение до 30 минут
Новое Хит
Certificate
Интеграция сингапурских обучающих технологий, повышающее эффективность обучения в несколько раз
Узнайте о новой технологии, которая доказала свою эффективность во всем мире
Хит
Certificate
Гиперактивные дети: как выстраивать работу педагогу
Гиперактивный ребенок в школе и дома: секреты эффективного взаимодействия
Методическое обеспечение Основное общее образование Педагогические технологии до 30 минут
Все лекции

Прочитайте содержание

Эмоциональное благополучие участников учебного процесса как компонент безопасной образовательной среды

Современному образованию требуется педагог, который обладает не только высоким интеллектом и отлично развитыми коммуникативными качествами, но и способностью критически мыслить, и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. В целях повышения эффективности образования постоянно осуществляется поиск новых педагогических технологий, которые могли более широко задействовать личностный потенциал учителя.

Значительную педагогическую ценность представляет такое качество человека, как остроумие, смех и юмор. Специалисты в один ряд ставят чувство юмора с другими эмоциональными особенностями, которыми должен обладать педагог. Однако возможности использования смеха в педагогической практике еще достаточно малоизучены, хотя очевидно, что смех можно смело считать серьезным резервом инновационного образования.

В основе смеха лежит осознание участниками коммуникации наличия определенных несоответствий. Например, между видимым и реальным, между ожидаемым и случившимся и т.д., в результате чего создается комический эффект, который способствует формированию доброжелательных отношений между обучающимися и педагогом.

В этом случае необходимо учитывать два условия, из-за которых возникает смех:

  • критика и обесценивание каких-либо условностей и норм;
  • возникновение чувства радости и положительных эмоций.

Критический аспект смеха заключается в том, что, благодаря ему удается обнажать различного рода ошибки, иллюзии, заблуждения, в общественной либо индивидуальной жизни. Ведь смеющемуся обучающемуся не грозит догматизм, так как смех в любых ситуациях утверждает относительную истину и разрушает догмы. Если какой-либо тезис или правило возводится в абсолютную догму, то она всегда становится чрезвычайно серьезной, а смех же указывает на ложность всего абсолютизированного и статичного. Критика же старых и отживших теорий посредством смеха демонстрирует относительность познания, а также расширяет сферу свободы.

Смех в таких случаях можно считать обоснованной критикой во имя более высоких научных и социально значимых идеалов. И если придерживаться этой точки зрения, то смех будет разрушать во имя утверждения.

Для того чтобы продемонстрировать аудитории нежизнеспособность и абсурдность каких-либо ценностей, можно использовать строгую аргументацию или научную концепцию. Однако она должна иметь гиперболизированную и алогичную форму, в результате чего через смех будет подключена эмоциональная сторона личности и тем самым будут разрушены в сознании ложные взгляды и предрассудки.

В педагогическом процессе важную роль играет и защитно-развлекательный аспект смеха и юмора. Так, смех обладает защитной функцией повышения жизненных сил организма и позволяет ему лучше справляться с экстремальными условиями. В качестве примера можно привести традиционные шутки обучающихся перед очередной контрольной работой или экзаменом. При этом в большинстве случаев наибольшей популярностью пользуется черный юмор, так как через него человек пытается скрыть свое истинное душевное состояние перед трудным испытанием.

Самоирония и смех также является реакцией, которая упреждает возможный провал на экзамене и тем самым переключает трагическое восприятие реальности на ироническое, которое воспринимается менее болезненно.

Смех несет не только защитную функцию, но и развлекательную. Так, многие педагоги ощущают потребность в снижении научного стиля преподавания и выстраивании с обучающимися нормального человеческого разговора. Однако найти с аудиторией общий язык, а не просто «вещать с трибуны» не подлежащие сомнению истины, очень трудно, особенно для учителей старшего поколения. Авторитарный и серьезный стиль педагогического общения очень часто объясняется не личностными особенностями самого педагога, а самой парадигмой образования, которая сформировала идеальный образ педагога.

Однако в действительности ситуация процесса педагогического взаимодействия, который предполагает строгое распределение ролей и статусов, является отличной основной для созданий разнообразных несоответствий, приводящих к смеху.

Шутящий, а тем более смеющийся педагог, часто воспринимается как нонсенс и считается, что такой педагог наносит ущерб своему авторитету и авторитету всех своих коллег, ведь учитель должен быть только «важным», «серьезным» и «уважаемым».

В то же время любой обучающийся предпочел бы видеть перед собой улыбчивого и способного посмеяться педагога. И именно этот пункт в большинстве случаев обеспечивает успех педагогической коммуникации.

Смех, благодаря эмпатии, которая является механизмом синхронизации переживаний, способствует тому, что члены одной группы начинают бессознательно подражать друг другу. Во время смеха происходит и резкое ослабление мышечного тонуса, что способствует расслабленности человека и снятию психологического напряжения. Смех также несколько притупляет оценку ситуации с точки зрения логической аргументации, в результате чего аудитория становится более податливой, что значительно облегчает работу педагога.

Возникающие во время смеха эмоции благоприятно сказываются и на лучшем усвоении материала, ведь приведенные шутливые и комические примеры и сравнения гораздо лучше запоминаются и намного доступнее объясняют даже очень сложный материал. Данный прием активно применяют в своей практике педагоги в Америке и Европе, что способствует быстрому расположению к себе аудитории.

Важное значение имеет и тот факт, каким образом педагог использует чувство юмора – по заранее заготовленному сценарию либо творчески, то есть импровизирует по ходу занятия. Однако вне зависимости от варианта подачи, информация с применением шуток и комичным обыгрыванием каких-либо ситуаций, благоприятно сказывается на образовательном процессе.

Компетентность педагога также определяется и по тому, как он воспринимает критику в свой адрес и может ли он критически оценивать свои поступки и действия.

Специалист, который может признать свои ошибки, всегда является более перспективным сотрудником в любой области деятельности. Конечно, признавать свои ошибки крайне сложно, особенно педагогу, так как ему приходится делать это в присутствии обучающихся. И именно юмор в таких ситуациях является оптимальным средством выхода из непростой ситуации. Благодаря самоиронии педагог одновременно демонстрирует обучающимся наличие чувство юмора и способность адекватно реагировать на происходящие события и совершаемые поступки.

Кроме того, способность педагога смеяться над собой демонстрирует его ученикам, что ни один человек не застрахован от ошибок и попадания в неприятные ситуации. Чувство же юмора педагога в определенной степени передается и обучающимся, благодаря чему у них формируется оптимистическое мировосприятие, а значит, педагогу удается создать благоприятный психологический микроклимат в аудитории.

Совместный смех выполняет и важную биосоциальную функцию по соединению положительных эмоций обучающихся и подкрепления желаемого поведения, а также помогает установлению с аудиторией доверительных отношений. Если же шутка не воспринимается аудиторией, то это является явным признаком недоброжелательного отношения к педагогу. Конечно, отсутствие реакции может объясняться и неудачной шуткой, однако даже в таком случае, благосклонно настроенные обучающиеся, хотя бы из приличия, слегка улыбнутся.

В любом случае педагог может и должен использовать шутку для проведения «разведки боем», ведь абсолютно любая реакция обучающихся позволит получить преподавателю важную информацию об уровне социальной сплоченности коллектива, уровне подготовленности и уровне развития обучающихся.

Для создания смеха педагог может применять:

  1. репродуктивные формы
  • анекдоты;
  • афоризмы;
  • басни;
  • притчи;
  • высказывания известных людей
  1. оригинальные формы
  • шутки;
  • каламбуры;
  • шаржи;
  • комиксы и др.

В качестве методических приемов, которые используются для создания смеха или комической ситуации, можно назвать:

  • преувеличение/преуменьшение;
  • двусмысленность;
  • доведение до абсурда;
  • сравнение;
  • ирония;
  • намек;
  • передразнивание;
  • игра слов;
  • смешение;
  • повторение и др.

Однако надо учитывать, что возможности юмора как педагогического средства весьма ограничены, поэтому педагогу требуется соблюдать определенную культуру юмора. Так, насмешка или сатира над обучающимся является недопустимым приемом, а вот в отношении исторического персонажа такие приемы можно использовать. Общая педагогическая культура преподавателя проявляется в том, какие формы юмора он задействует при общении, над чем смеется и как он это делает.

С педагогической точки зрения смех и юмор – универсальные и многофункциональные приемы косвенного воздействия на аудиторию, которые могут реализовываться в вербальной либо невербальной форме. Однако педагог в своей деятельности должен обязательно использовать юмор, так как миссия образования заключается не только в передаче знаний, но и в оказании воздействия на чувства, поведение, характер обучающихся.

Смех – это еще и средство демократизации педагогического общения и он выступает в качестве противовеса авторитарным способам взаимодействия. С помощью смеха легко избежать конфликтных ситуаций, а педагог, который умеет шутить, гораздо быстрее находит общий язык со своими обучающимися, что позволяет более эффективно организовать образовательный процесс.

 

Литература

  1. Бергсон А.  Смех [Текст] / А.  Берегсон.  -  М.:  Искусство, 1992.  -  127с
  2. Борев  Ю.Б.  Эстетика: учебник [Текст] / Ю.Б.  Борев.  –  М.:  Высшая школа, 2002.  –  511с.
  3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д.  Основы педагогики: учеб.  пособие.  -  изд.  2-е, перераб.  и доп.  [Текст] / Б.З.  Вульфов В.Д.  Иванов.  –  М.:  Изд-во УРАО; 1999. –616с.
  4. Основы общей психологии [Текст] / Сост.  С.Л.  Рубинштейн.  –  СПб.: Питер, 2003. –713с.:  ил.
  5. Пропп В.Я.  Проблемы комизма и смеха [Текст] / В.Я.  Пропп.  –  М.:  Искусство, 1976.  –  182с.
  6. Якушева С.Д., Сапожникова В.В. Юмор в воспитании и обучении современного подростка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010.
  7. Якушева С.Д.  Основы педагогического мастерства: учебник.  3-е изд.  [Текст] / С.Д.  Якушева.  –  М.:  Издательский центр «Академия», 2010. –  256с.
Прочитать материал полностью

Нет отзывов

Оставьте ваш отзыв о лекции